Четверг, 18.04.2024, 23:39
Приветствую Вас, Гость

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

компенсирующего вида №  466

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы в МДОУ  направленные на повышение

психолого – медико – педагогической грамотности родителей детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии

статья

 

 

 

 

 

Александрова Людмила Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2008

 

     

        Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.

       Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений в семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Детям с отклонениями в развитии жизненно необходима разносторонняя помощь и поддержка. Слабовидящие дети нуждаются в комплексной психолого - медико - педагогической помощи с учётом своеобразия их развития. Дошкольное учреждение позволяет детям с нарушение зрения получить полноценное образование, в сочетании с лечением и коррекцией вторичных отклонений в развитии, вызванных зрительной патологией (недостаточность сердечно-сосудистой системы, нарушение осанки и походки, снижение двигательной активности, нарушение нервной системы)

Условия достижения положительного результата  в коррекционно - педагогической работе со слабовидящими детьми:

- индивидуализация педагогического процесса.

- создание разнообразной изменяющейся развивающей среды.

- повышение профессионального мастерства педагогов и персонала детского  сада, создание         коллектива единомышленников, работающего слаженно,  гармонично.

- разумное внедрение новых программ, технологий и дополнительных услуг,  

  качественное их освоение. Работа «вглубь», а не «вширь».

- благоприятный социально – психологический климат в коллективе.

-прозрачность всех происходящих в детском саду процессов, современное          информированное обеспечение.

- формирование имиджа и традиций детского сада.

- просвещение родителей, их активное участие в реализации программ, лечебно – оздоровительных  мероприятиях, направленных на устранение и   коррекцию зрительных патологий.

- формирование демократического сообщества: дети, семья, специалисты   МДОУ.

       Необходим системный подход к решению  проблемы  педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей с  учетом образования, материального положения родителей, с более четким   выделением этапа просвещения родителей и этапа организации совместной деятельности. Педагогический коллектив   МДОУ  определил для себя основные принципы взаимодействия с семьей:

- все формы должны быть интересными для семьи и не должны носить  формальный          характер;

- родители и педагоги должны иметь право выбора внутри  предлагаемой формы взаимодействия;

- родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым;

 - коллектив МДОУ обязан поступать гуманно по отношению к ребенку и его   семье.

 Мы предлагаем некоторые идеи для вовлечения семьи в жизнь детского сада, которые легко реализовать, работая по различным дошкольным образовательным программам.

Работа с родителями начинается в тот  момент, когда родители принесли направление от врача – офтальмолога. Заведующая МДОУ грамотно, терпеливо, по – матерински объясняет действия, которые должны совершить родители необходимые  для поступления в детский сад (родителям выдается отработанный алгоритм действий со всеми необходимыми телефонами и адресами). Когда родители приносят готовые документы, заведующая проводит экскурсию по МДОУ, знакомит с группой и специалистами, которые будут работать с ребенком. Значимость этого мероприятия трудно переоценить, потому что именно здесь закладываются  основы дальнейшего сотрудничества и доверительного отношения. Затем эстафету принимают педагоги группы.

Анкетирование родителей.

 Воспитатели проводят анкетирование родителей,  результаты обработки анкет показывают:

- об офтальмологическом диагнозе 90% родителей узнают, когда ребенку   

  исполняется 3 – 5 лет.

- приводят в МДОУ с целью получения медицинской помощи 60% родителей

- о тифлопедагогических средствах в образовательном процессе 100%

  родителей не знают.

- испытывают затруднение при ответе на вопрос о психологических  особенностях детей с        нарушением  зрения 100% родителей.

- 100% родителей могли бы получать квалифицированные консультации  специалистов         МДОУ и повысить уровень психолого – медико –   психологической  грамотности.

Проанализировав анкеты, выявив уровень грамотности и социальный заказ родителей специалистами МДОУ, выявив уровень грамотности и социальный заказ родителей специалистами МДОУ, совместно составляется план мероприятий на учебный год (каждая группа составляет свой план мероприятий, включая в него общие мероприятия МДОУ).

 Составление индивидуальных программ на развитие  каждого   ребенка.

Обязательное знакомство  родителей с планом индивидуального   сопровождения ребенка учит родителей адекватно воспринимать своего ребенка (видеть сильные и слабые стороны). У родителей появляется поэтапный план воспитания своего ребенка. Благодаря этой программе они понимают к чему следует стремиться и какими методами пользоваться.

Родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме.

Обычно мы предлагаем родителям так называемый шведский стол, где можно налить себе чай или кофе и угостится конфетой или печеньем, иногда, это печенье готовят дети сами. Родителям предлагают импровизированные занятия, где они самостоятельно рисуют коллективную работу или конструируют. В процессе творчества воспитатель демонстрирует различные педагогические приёмы работы с детьми, объясняет, чему учатся дети, когда они чем-то заняты. Также родителям предлагают видеоматериалы занятий для знакомства с методами и приёмами, используемые педагогом. Родители могут «подсмотреть» и опробовать опыт взаимодействия детей и взрослых. Проблемы своего малыша видятся родителями изнутри, возникает желание сотрудничать со специалистами с целью их решения, понимая, что воспитание - не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка. Мы стараемся наполнить педагогической ценностью все формы взаимодействия педагогов, детей и родителей. Делаем всё, чтобы родители стали нашими сторонниками, хотим, чтобы они поняли, что не только взрослые должны учить детей, но и дети могут многому научить взрослых.    

Письменные формы общения с родителями.

 Помимо общественных досок объявлений мы ввели в практику следующие формы:

-         блокнот с записями детских высказываний

-         записки для родителей, которые передаются через детей – цветные листочки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся сообщения о новых достижениях ребёнка или простая похвала ребёнка. В дальнейшем можно ввести ответные записки, где родители могли бы фиксировать домашние заслуги своего ребёнка.

-         альбом со стихами и песнями, которые разучиваются в группе, нужен, для возможности помочь детям в повторении дома.

-         в начале недели выдаются индивидуальные листочки с рекомендациями по теме недели, они содержат игры, развивающие упражнения. Которыми можно позаниматься с ребёнком вечером, этот прием позволяет оторвать родителей от привычки общаться с детьми на бытовом уровне и выйти на более интеллектуальный уровень.

-         Отчет о работе за неделю. В отчёте в краткой форме перечислены основные дела, которые были реализованы в течение недели, включая перечисленные занятия, игры на прогулке, дежурства детей и прочее. Обычно дети с трудом отвечают на вопрос о том, что они сегодня делали в садике, а предложенная родителям информация позволит сформулировать наводящий вопрос. Здесь сообщается тема следующей недели и у родителей вместе с детьми есть возможность подобрать игры и игрушки по заданной теме, которые можно принести в детский сад для тематической выставки.

-         Фотоальбом с надписями

 

Вышеперечисленные мероприятия позволяют повысить уровень психолого - медико – педагогической грамотности родителей детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии.