Пятница, 19.04.2024, 23:43
Приветствую Вас, Гость

Педагог-психолог Богданова

Анастасия Вячеславовна

МБДОУ – детский сад

компенсирующего вида № 466

Тел./факс (343) 246-35-83

 

 

КОРРЕКЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

 

В настоящее время все большее внимание уделяется развитию коммуникации у детей. Проведенные нами опросы родителей показывают, что они хорошо осознают значимость влияния умения детей общаться как на социализацию в настоящем и отдаленном будущем, так и на успешность обучения в школе. Как показывают наши исследования, родители, не сговариваясь, ставят коммуникативную компетентность на первое место в общей картине готовности к обучению в школе, отдавая ей приоритет и перед физическим, и перед интеллектуальным, и перед эмоционально-волевым развитием.

Ребенок, испытывающий затруднения в общении, тяжелее проходит этап адаптации в первом классе – ему требуется больше времени на налаживание контактов со сверстниками, ему сложнее раскрыться, проявить себя, показать свои сильные стороны. Также важны усилия ребенка, направленные на установление взаимоотношений с учителем, ведь этот процесс тоже является двусторонним. И, в конце концов, умение общаться сохраняет свою значимость не только в стенах школы, но и во всех прочих социальных институтах, в которые входит наш будущий школьник.

Почему же приходится отдельно обозначать проблему нарушения коммуникации у детей с  нарушением зрения? Как показывают и исследования, и наш опыт работы, абсолютное большинство детей с нарушенным зрением имеет те или иные затруднения в сфере общения – кто-то минимальные, а кто-то существенные.

Во-первых, у этой категории детей затруднено самовосприятие, начиная с восприятия собственного физического облика. В силу нарушенного зрения они слабо воспринимают свои отличия от других, для них характерны  очень обедненные глобальные представления о своем внешнем виде. А ведь в дошкольном возрасте позитивное самовосприятие имеет своей основой именно положительное и полное представление о своем физическом «Я».

Кроме того, у детей с нарушением зрения страдает эмоциональная сторона общения. Они в принципе затрудняются в дифференциации эмоциональных проявлений – как других людей, так и своих собственных. Это связано со сложностями восприятия (вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности) жестов и мимики людей, которые и являются маркерами проявления эмоций, что, как следствие, значительно затрудняет их распознавание и понимание эмоционального состояния других людей. Сами дошкольники, имеющие нарушения зрения, намного реже по сравнению со сверстниками пользуются жестами, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Их поведению недостает гибкости и спонтанности.

При проведении коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование навыков общения у детей с нарушением зрения необходимо учитывать все эти специфические особенности.

Несмотря на то, что данная работа направлена на достижение определенных серьезных целей, основная форма, в которой она ведется – это игра, являющаяся в дошкольном детстве мощным средством  развития познавательной деятельности и фактором личностного роста; в нашем случае – это коррекционные игры-упражнения. Кроме того, целесообразным является обращение к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке.

Один из необходимых блоков  - работа по развитию самосознания и индивидуальности детей. Она проходит в форме как групповых, так и индивидуальных занятий, помогающих ребенку постичь и принять свой физический образ «Я», избавиться от застенчивости, повысить самооценку. Здесь хорошо помогают как рисуночные методы, так и игры-упражнения, направленные на владение своим телом и снятие страха перед физическими контактами со сверстниками и взрослыми. Дети рисуют образ своего имени, свои автопортреты в настоящем, прошлом и будущем, создают из пластилина скульптуру своих хороших качеств, в играх с мячом и «волшебной палочкой» делятся друг с другом о том, что им нравится в каждом из них. Упражнения «Я могу!» и «Я умею!» помогают им раскрепоститься и принять свои сильные стороны и качества характера, понять, чем каждый из них отличается от сверстников.

Работа по развитию эмоциональной стороны общения должна начинаться со знакомства детей с разнообразным спектром эмоций, а потом – с научением различать их. Эмоциональная сфера детей, имеющих нарушение зрения, часто обеднена, и они могут назвать лишь несколько основных эмоций (радость, огорчение, страх, злость). Необходимо знакомить их со всем спектром эмоций, в том числе социальных – такими, как гордость, обида, гнев, вина и т.д.

Для наглядного знакомства с внешними проявлениями эмоций отлично подходит «Азбука настроения», разработанная коллективом авторов под руководством к.п.н. Белопольской Н.Л. А для того, чтобы научить детей проявлять различные эмоции, мы рекомендуем использовать в работе психогимнастические этюды и упражнения, предложенные М.И. Чистяковой. Они включают:

·        Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности;

·        Этюды на выражение удивления;

·        Этюды на выражение удовольствия, радости;

·        Этюды на выражение страдания и печали;

·        Этюды на выражение гнева;

·        Этюды на выражение страха;

·        Этюды на выражение вины.

Принимая участие в этих этюдах-упражнениях, дошкольники с нарушением зрения учатся применять невербальные средства общения – мимику и жестикуляцию, выразительные движения тела. Это помогает им лучше понимать как друг друга, так и самих себя, доносить до собеседников свои чувства и переживания, чувствовать себя в общении более открытыми и раскрепощенными.

Еще один блок работы с детьми по развитию навыков общения включает непосредственно упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими. В этих играх-упражнениях дети учатся переключать внимание с самих себя на окружающих, сотрудничать,  работать в команде, доверять друг другу. Кроме того, в процессе игры происходит сплочение детского коллектива, сближение детей друг с другом, создается дружеская и доброжелательная атмосфера.

Также мы считаем целесообразным выделить игры, способствующие развитию доверительных отношений взрослого и ребенка. Наш опыт работы показывает, что вступать во взаимодействие со взрослым (будь то учитель, воспитатель или другой значимый взрослый) ребенку мешают страхи, скованность, недостаток доверия. А продуктивное общение взрослых и детей подразумевает желание ребенка воспринимать взрослого как друга и советчика, желание делиться с ним своими мыслями, впечатлениями и переживаниями. 

В используемых нами играх важно создание дружеской атмосферы, благоприятного эмоционального фона, способствующего раскрепощению детей, формированию у них чувства доверия ко взрослому. В большинстве этих игр,  взрослый взаимодействует и с каждым из детей по отдельности, и со всеми вместе. Дети учатся слушать взрослого, выполняя разнообразные игровые движения, предлагаемые им.

Итак, мы считаем, что предложенные четыре направления работы по коррекции сферы общения с детьми 5-7 лет, имеющими нарушения зрения, составляют комплекс, способный помочь им справиться с последствиями дефекта, препятствующего нормальной коммуникации.