|
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 г. Екатеринбурга воспитатель первой квалификационной категории Лобода Ольга Исаевна тел. 246-35-83 |
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Рождение ребёнка – важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но случается так, что у ребёнка обнаруживается физический дефект слепоты или слабовидение. У родителей возникают вопросы, от которых зависит дальнейшая судьба их детей: « Можно ли восстановить зрение?», «Будет наш ребёнок весёлым, научится он бегать и играть?», «Можно его развивать физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной личностью?».
На эти вопросы можно ответить « Да!». Слепой или слабовидящий ребёнок может стать весёлым, умным и подвижным. И значительная роль в этом вопросе принадлежит семье.
Первые три года жизни ребёнка (как зрячего так и с дефектом зрения) – это период, когда формируется «фундамент» его личности. Предметы и явления, которые окружают ребёнка, удивительны и неповторимы. Каждое знакомство с новым - урок развития детского ума, чувств и творчества. И на этом трудном пути дети могут рассчитывать на постоянную и систематическую помощь со стороны родителей и других членов семьи.
Но многие родители убеждены, что поскольку их ребёнок не видит или плохо видит, его надо охранять и оберегать. Родители не позволяют ребёнку самостоятельно ходить, брать в руки предметы и манипулировать с ними. Знания, которые поступают детям с дефектом зрения не полные, т.к. 90%
разнообразной информации поступает через зрение. Зрение представляет собой сложную форму отражения окружающего мира. Отсутствие или слабое зрение существенно обедняет познание мира, развитие речи и интеллекта.
Как же создать полноценную развивающую среду в семье, где растёт ребёнок с дефектом зрения? Главное – это принимать ребёнка таким, какой он есть. Ребёнок должен себя чувствовать любимым, но не исключительным существом, от родителей требуется большое терпение и вера в возможности их ребёнка. Задачей родителей является научить малыша жить в этих условиях и преодолевать трудности. Родители должны давать ребёнку определённую свободу в действиях, а не делать за него всё. Но прежде чем предоставлять большую самостоятельность слабовидящему ребёнку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме.
Последствия гиперопеки плачевны - ребёнок не владеет навыками общения, самообслуживания, он слишком высокого мнения о себе. Гипоопека – это наоборот недостаточное внимание к ребёнку, его игнорирование, изоляция от окружающего мира. Чтобы избежать этих перекосов в развитие и воспитании, необходимо активное сотрудничество родителей и коррекционно-образовательного учреждения.
Дошкольное воспитание и развитие детей с нарушением зрения в семье должно носить разносторонний характер и учитывать индивидуальные особенности. Следует активизировать познавательную деятельность. Знакомя детей с предметами окружающей среды, следует давать им эти предметы в руки, чтобы они могли изучать их свойства со всех сторон: мягкость, твёрдость, шершавость, холод, тепло, и т.д.. Почувствовали их запах, вкус, объем, размер, и, конечно знать название.
Дети с нарушением зрения часто отстают в формировании двигательной активности. Поэтому им необходима оздоровительная гимнастика. Очень полезно проводить занятия под тихую музыку, синхронизирующую движения в такт с ней. Для развития кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребёнок застёгивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).
Ребёнка с нарушением зрения следует учить самостоятельно себя обслуживать (одеваться, умываться, завязывать шнурки и т.д.). Такие знания он может получить общаясь со зрячими братьями и сёстрами, а так же со сверстниками.
Родителям необходимо помнить:
- место для игр и занятий должно быть хорошо освещено (замечательно, если у ребёнка есть специально оборудованный игровой уголок со стеллажом для игрушек и книг);
- не допускать переутомление зрения;
- научить детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться;
- не поучать, а сотрудничать;
- воспринимать педагогов как равных партнёров в процессе воспитания, осваивать педагогические, специфические знания, практические навыки общения со своим ребёнком;
- относиться к своим детям не как к ущербным, а полноценным маленьким гражданам с искренней заинтересованностью всех членов семьи.
Главное не опускать руки и не поддаваться недугу.