Консультация для родителей
Шардиной А.Г.
Экологическое воспитание детей.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирования начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе, к людям как к части природы, к вещам и материалом природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, практической готовности созидать вокруг себя, бережно относиться ко всему.
Формы и методы работы с детьми разнообразны:
- циклы наблюдений за растениями и животными,
- ведение календарей наблюдений,
- занятия,
- прогулки,
- различные игры.
Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, устанавливать элементарные связи и зависимости, воспитывает потребность в созидании, творчестве.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому, воспитатель, используя различные ситуации, накапливает и расширяет особенности объектов природы, учит обозначать, сравнивать, подбирать слова.
Важную роль имеет чтение произведений о природе: Чарушина, Бианки, Житкова, Сладкова, Пришвина и др. Они учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему живому.
Важно чтобы ребенок испытывал радость от общения с природой.