Понедельник, 25.11.2024, 12:13
Приветствую Вас, Гость

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

компенсирующего вида № 466


Исполнитель:

                                                                   Шардина А.Г., воспитатель

                                                                  первой квалификационной

                                       категории



ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»


             Каждый день, из года в год, мы спешим на работу по разным дорогам, разным направлениям и редко задумываемся: «С чего все началось? Что повлияло на выбор жизненного пути?» Я никогда не задумывалась над этим. Почему я воспитатель? Наверное, это выбор моего сердца, мое призвание, моя судьба.

             Еще в детстве я очень любила заниматься с маленькими детьми,  легко находила с ними общий язык. Закончив 11 класс математической школы,  не задумываясь пошла поступать в педагогическое училище на дошкольный факультет. Как меня уговаривала  моя  мама: «Иди в институт…», но нет, мне нужен был дошкольный факультет, которого не было в институте.

             Прошло два года, и вот я воспитатель. Но, на мамино счастье, в институте открывают новый факультет «Педагогика и психология дошкольного воспитания» и я сдалась… Еще пять лет учебы, пять лет до мечты… Они пролетели незаметно, и вот я держу в руках  диплом «Педагог дошкольного образования».

             А что значит, для меня быть воспитателем? Это не столько возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а сколько шанс каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я  вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение.  Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить.

             Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность,  в других – интерес,  в третьих – надежда,  в чьих-то -  пока равнодушие.  Какие они разные! У каждого своя идея, свой 

особый мир, который  нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я уверенна, что детей надо любить такими,  какие они есть.  Я стараюсь воспитывать в них чувство собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки,  хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг.  Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено.

Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть!

Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!

             Воспитатель – это первый после мамы, может, даже вторая мама для малыша, который приходит в этот огромный,  сложный  и незнакомый мир. Ребенок мал, беззащитен и надо «дотянуться» до него, и прожить эту жизнь вместе с ним, ведь он уже  личность,  имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. Именно поэтому воспитатель должен смотреть на мир глазами ребенка, вводить его в окружающий мир, учить преодолевать трудности и препятствия.

Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему  будет общаться с детьми.

Для меня профессия воспитателя – это возможность постоянно находиться в мире детства. Каждый день я окунаюсь в этот загадочный мир.  Ведь только воспитатели – это люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят в свой мир, не откроют тебе душу и сердце. Глядя в  глаза детей, понимаешь, что ты нужна им, что они ждут тебя, и от тебя ждут чего-то необычного, нового, неопознанного.

             Воспитателя можно сравнить с садовником, ведь дети – это цветы жизни! И как приятно, что они окружают тебя и на работе,  и дома. И каждому нужен особый, только для него подходящий уход и забота, а иначе он не достигнет совершенства в своем развитии и не расцветет. Ведь нет большего счастья, чем ощущать себя нужной детям, любить, понимать и чувствовать ребенка.

             Г. Песталоцци сказал: «Если не любить, то не имеешь право воспитывать». И действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребенку… Только тогда откроется неповторимость и образ каждого из его воспитанников и «зазвенят колокольчики в их душах».

             Воспитатель должен быть другом, партнером, заботливой мамой, мудрым наставником. И поэтому я создаю условия для развития творческих, умственных, познавательных способностей, человеческих качеств ребенка. Воспитатель должен быть партнером  родителей в воспитании их ребятишек. Они должны видеть во мне заботливого, доброго человека и друга. А когда я вижу улыбки детей и счастливые лица  их родителей, то хочется верить, что, отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребенка, я делаю это не зря.

            …Дети станут взрослыми, будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми и честными, будут радоваться жизни -  я буду  знать, что в каждом из них есть частичка моего труда и моего сердца.


Аналитическая записка

 

 

 

                                                                                

            Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, непрерывно воздействует на развитие ребёнка.      

            Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Экологические занятия должны содержать не только информационный материал, но и будить воображение, опираться на наглядно – зрительные игровые образы, формируя экологическую субкультуру детей.

             Современная тифлопедагогика, руководствуясь идеями личностно – ориентированного подхода и социальной интеграции детей с нарушением зрения, изучает процесс социализации в различных аспектах. Изучив исследования ведущих тифлопедагогов (Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.), я пришла к выводу, что важнейшим фактором для понимания механизмов социализации при зрительной недостаточности является «социальная субкультура», которая включает в себя экологическую субкультуру детей дошкольного возраста.

             В своей работе я понимаю   экологическую субкультуру детей с нарушением зрения как элемент общечеловеческого культурно - экологического поля, с одной стороны, и элемент детской субкультуры - с другой. Экологическая субкультура детей представлена совокупностью разнообразных форм эколого-ориентированной активности, связанных с особенностями психического развития детей и характером социализации в рамках конкретной экологической культуры.

            Социализацию детей с нарушением зрения я рассматриваю как процесс усвоения и воспроизведения социального опыта в условиях зрительной депривации  и социальной реабилитации воспитанников и их семей.   

            Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных занятиях  об окружающем мире, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая детей в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий.

            Работая с детьми и проанализировав результаты диагностических исследований по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, мы обратили внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. 

             Формирование у детей целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля. Главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить». Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного взаимодействия с ней.

            Специально организованная исследовательская деятельность позволяет  дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.

         Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание,  способствует развитию всесторонне развитой личности.

            Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

            Изучив имеющийся опыт по формированию представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста, я решила создать в группе музей неживой природы, тем самым через музейное образование привлечь внимание детей и родителей к объектам неживой природы.

            Музей в дошкольном учреждении – это символ хранения знаний о предмете, место, где можно просто побыть наедине  с собой и прикоснуться к вечным ценностям через специально созданный фонд подлинных материалов (объектов).

             В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мною была создана   образовательная модель, способствующая активизации процесса приобщения ребенка к природе и получению нового социального опыта через реализацию  образовательного  проекта  «Музей неживой природы» с использованием средств музейной педагогики. 

             Современные государственные стандарты дошкольного образования поставили задачу применения компетентностного подхода в образовании детей дошкольного возраста, поиска новых образовательных средств. Музей в детском саду, на мой взгляд, является таким средством, через которое формируется экологическая культура детей дошкольного возраста. Накапливается  не только информационный материал, но и, благодаря опоре на  наглядно – зрительные игровые образы  пробуждается воображение. 

          Музей неживой природы рассматривается как особая социокультурная среда, в которой существуют свои правила и социальные нормы;  с помощью которой формируются и усваиваются детьми дошкольного возраста такие понятия, как: место хранения экспонатов, место сбора информации по разным направлениям, правила поведения и другое.

           Музейная педагогика – новое и необычайно популярное направление образовательной деятельности. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Создатели  музея чувствуют свою причастность к нему, участвуют в обсуждении его тематики, приносят  из дома экспонаты. Ребята из старших групп  могут проводить экскурсии для младших, пополнять музей своими творческими работами. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, ребёнка и его семьи.

           Игровой сюжет, связанный с первым посещением музея в дошкольном учреждении, помогает детям дошкольного возраста с нарушением зрения перешагнуть черту, разделяющую знакомое и  незнакомое, увидеть, потрогать, почувствовать и принять новую информацию для расширения своих представлений о неживой природе и возможностей взаимодействия с ней.

Главными задачами Музея неживой природы для детей являются:

·        знакомство детей дошкольного возраста с организационными формами сбора, хранения экспонатов неживой природы;

·        формирование умения контактировать с детьми из разных возрастных групп при посещении музея неживой природы;

·        расширение кругозора и развитие речи детей дошкольного возраста;

·        формирование интереса детей дошкольного возраста к началам экологической культуры; 

·        создание условий для освоения детьми дошкольного возраста с           нарушением зрения коммуникативной компетентности;

·        формирование современного посетителя музея и потребности в получении знаний взаимодействия с объектами неживой природы;

·        развитие восприятия музейной информации и освоения (открытия) окружающего мира;

·        обогащение социального опыта дошкольника с нарушением зрения, снятие психологического барьера перед новым и незнакомым

            Параллельно с созданием музея ведется  работа по изданию экологической  газеты для родителей, которая выпускается один раз в квартал. Также в рамках реализации проекта «Система психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  один раз в месяц выпускается газета для родителей «Моё солнышко». Газета – это способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей всех субъектов дошкольного учреждения.  Газета как форма взаимодействия с семьей хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят педагоги-психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. 

             Опыт  музейной технологии   был представлен на открытом «Уроке чтения» для педагогов Верх – Исетского района в 2011 году и на  XVIII городских открытых Педагогических чтениях с темой «Экологический мини-музей –  один из способов вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс дошкольного учреждения» в 2012 году. В 2011 году я  участвовала в конкурсе «Страна фантазий»  в номинации методическая разработка игры – занятия по познавательному развитию детей старшего  дошкольного возраста  для педагогов города Екатеринбурга. Ежегодно в МБДОУ детский сад  № 466 проводятся выставки совместного творчества  родителей и детей на различные экологические темы («Дыхание весны», «Мир глазами детей», «Осенние фантазии»). В 2012 году подготовила детей дошкольного возраста к участию во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Мир сказок». В 2012 году была участником III специализированной выставке-конференции с международным участием «Экология. Управление отходами». На сайте дошкольного учреждения размешены статьи по экологическому воспитанию детей.          

             Таким образом, видно, что разработанная   система экологического образования детей в МБДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).