Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
компенсирующего вида № 466
Формы работы в МДОУ направленные на повышение
психолого – медико – педагогической грамотности родителей детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии
статья
Александрова Людмила Евгеньевна
Екатеринбург, 2008
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений в семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Детям с отклонениями в развитии жизненно необходима разносторонняя помощь и поддержка. Слабовидящие дети нуждаются в комплексной психолого - медико - педагогической помощи с учётом своеобразия их развития. Дошкольное учреждение позволяет детям с нарушение зрения получить полноценное образование, в сочетании с лечением и коррекцией вторичных отклонений в развитии, вызванных зрительной патологией (недостаточность сердечно-сосудистой системы, нарушение осанки и походки, снижение двигательной активности, нарушение нервной системы)
Условия достижения положительного результата в коррекционно - педагогической работе со слабовидящими детьми:
- индивидуализация педагогического процесса.
- создание разнообразной изменяющейся развивающей среды.
- повышение профессионального мастерства педагогов и персонала детского сада, создание коллектива единомышленников, работающего слаженно, гармонично.
- разумное внедрение новых программ, технологий и дополнительных услуг,
качественное их освоение. Работа «вглубь», а не «вширь».
- благоприятный социально – психологический климат в коллективе.
-прозрачность всех происходящих в детском саду процессов, современное информированное обеспечение.
- формирование имиджа и традиций детского сада.
- просвещение родителей, их активное участие в реализации программ, лечебно – оздоровительных мероприятиях, направленных на устранение и коррекцию зрительных патологий.
- формирование демократического сообщества: дети, семья, специалисты МДОУ.
Необходим системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей с учетом образования, материального положения родителей, с более четким выделением этапа просвещения родителей и этапа организации совместной деятельности. Педагогический коллектив МДОУ определил для себя основные принципы взаимодействия с семьей:
- все формы должны быть интересными для семьи и не должны носить формальный характер;
- родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
- родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым;
- коллектив МДОУ обязан поступать гуманно по отношению к ребенку и его семье.
Мы предлагаем некоторые идеи для вовлечения семьи в жизнь детского сада, которые легко реализовать, работая по различным дошкольным образовательным программам.
Работа с родителями начинается в тот момент, когда родители принесли направление от врача – офтальмолога. Заведующая МДОУ грамотно, терпеливо, по – матерински объясняет действия, которые должны совершить родители необходимые для поступления в детский сад (родителям выдается отработанный алгоритм действий со всеми необходимыми телефонами и адресами). Когда родители приносят готовые документы, заведующая проводит экскурсию по МДОУ, знакомит с группой и специалистами, которые будут работать с ребенком. Значимость этого мероприятия трудно переоценить, потому что именно здесь закладываются основы дальнейшего сотрудничества и доверительного отношения. Затем эстафету принимают педагоги группы.
Анкетирование родителей.
Воспитатели проводят анкетирование родителей, результаты обработки анкет показывают:
- об офтальмологическом диагнозе 90% родителей узнают, когда ребенку
исполняется 3 – 5 лет.
- приводят в МДОУ с целью получения медицинской помощи 60% родителей
- о тифлопедагогических средствах в образовательном процессе 100%
родителей не знают.
- испытывают затруднение при ответе на вопрос о психологических особенностях детей с нарушением зрения 100% родителей.
- 100% родителей могли бы получать квалифицированные консультации специалистов МДОУ и повысить уровень психолого – медико – психологической грамотности.
Проанализировав анкеты, выявив уровень грамотности и социальный заказ родителей специалистами МДОУ, выявив уровень грамотности и социальный заказ родителей специалистами МДОУ, совместно составляется план мероприятий на учебный год (каждая группа составляет свой план мероприятий, включая в него общие мероприятия МДОУ).
Составление индивидуальных программ на развитие каждого ребенка.
Обязательное знакомство родителей с планом индивидуального сопровождения ребенка учит родителей адекватно воспринимать своего ребенка (видеть сильные и слабые стороны). У родителей появляется поэтапный план воспитания своего ребенка. Благодаря этой программе они понимают к чему следует стремиться и какими методами пользоваться.
Родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме.
Обычно мы предлагаем родителям так называемый шведский стол, где можно налить себе чай или кофе и угостится конфетой или печеньем, иногда, это печенье готовят дети сами. Родителям предлагают импровизированные занятия, где они самостоятельно рисуют коллективную работу или конструируют. В процессе творчества воспитатель демонстрирует различные педагогические приёмы работы с детьми, объясняет, чему учатся дети, когда они чем-то заняты. Также родителям предлагают видеоматериалы занятий для знакомства с методами и приёмами, используемые педагогом. Родители могут «подсмотреть» и опробовать опыт взаимодействия детей и взрослых. Проблемы своего малыша видятся родителями изнутри, возникает желание сотрудничать со специалистами с целью их решения, понимая, что воспитание - не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка. Мы стараемся наполнить педагогической ценностью все формы взаимодействия педагогов, детей и родителей. Делаем всё, чтобы родители стали нашими сторонниками, хотим, чтобы они поняли, что не только взрослые должны учить детей, но и дети могут многому научить взрослых.
Письменные формы общения с родителями.
Помимо общественных досок объявлений мы ввели в практику следующие формы:
- блокнот с записями детских высказываний
- записки для родителей, которые передаются через детей – цветные листочки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся сообщения о новых достижениях ребёнка или простая похвала ребёнка. В дальнейшем можно ввести ответные записки, где родители могли бы фиксировать домашние заслуги своего ребёнка.
- альбом со стихами и песнями, которые разучиваются в группе, нужен, для возможности помочь детям в повторении дома.
- в начале недели выдаются индивидуальные листочки с рекомендациями по теме недели, они содержат игры, развивающие упражнения. Которыми можно позаниматься с ребёнком вечером, этот прием позволяет оторвать родителей от привычки общаться с детьми на бытовом уровне и выйти на более интеллектуальный уровень.
- Отчет о работе за неделю. В отчёте в краткой форме перечислены основные дела, которые были реализованы в течение недели, включая перечисленные занятия, игры на прогулке, дежурства детей и прочее. Обычно дети с трудом отвечают на вопрос о том, что они сегодня делали в садике, а предложенная родителям информация позволит сформулировать наводящий вопрос. Здесь сообщается тема следующей недели и у родителей вместе с детьми есть возможность подобрать игры и игрушки по заданной теме, которые можно принести в детский сад для тематической выставки.
- Фотоальбом с надписями
Вышеперечисленные мероприятия позволяют повысить уровень психолого - медико – педагогической грамотности родителей детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии.