|
Учитель-дефектолог Даньшова Л.А., Воспитатель Журавлева Т. В. МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 620109, Екатеринбург ул. Заводская д. 17б тел/факс: 246-35-83 e-mail: mdou466@mail.ru |
Педагогический опыт изготовления и использования тактильной книжки – игрушки для детей дошкольного возраста.
Специализированное дошкольное учреждение для успешного усвоения программного материала воспитанниками нуждается в богатом оснащении демонстрационного и раздаточного материала с использованием специальной техники изготовления этого материала. Дошкольное учреждение и родители (законные представители) детей с особыми образовательными потребностями испытывают острую нехватку ассортимента: методических пособий, литературы, дидактических игр для детей с нарушением зрения. Необходимо отметить, что использование специальных методик в изготовлении дидактических пособий будет интересно и познавательно для всех детей дошкольного возраста. Ими воспользоваться могут родители (законные представители), а также все дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача родителей и педагогов дошкольных учреждений компенсирующей направленности научить дошкольников с особыми образовательными потребностями правильно воспринимать окружающий мир, сформировать в ребенке возможности, компенсирующие природный недостаток зрения тактильными ощущениями, познакомить с разными способами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов, обогатить чувственный опыт дошкольника через осязательное восприятие. Как одно из средств развития зрительного восприятия, развитие связной речи, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики у слабовидящего ребенка является тактильная книга.
Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу, с объемными персонажами, деталями с крупными и мелкими предметами.
Учителем – дефектологом, воспитателем при участии родителей была изготовлена дидактическая, обучающая, тактильная книга «Времена года», включающая страницы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данное пособие помогает:
· сформировать и расширить представления детей о временах года, животных, овощах, фруктах, ягодах, листьях, первоцветах, насекомых, рыб, видах транспорта и их месторасположения, знания предлогов и умение использовать их в речи, закрепляет знания детей о цветовом спектре. Яркие цвета и четкие контуры предметов заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять в совместной работе руки и глаз.
· обучить в составлении рассказов на тему: « Зимние забавы», «Путешествие кораблика», «День рождения цветка», «Осенняя песенка», названия рассказов может меняться, так же как и персонажи, они мобильны.
Изготовление книги долгий, трудоемкий, но интересный процесс.
На начальном этапе педагоги на родительском собрании рассказали родителям об актуальности создания дидактических пособий. Затем совместно с родителями определились с темой, составили эскизы страниц, подобрали цвет, что привело к их активной заинтересованности и помощи в изготовлении книги. Далее подбирали материал, изготовили страницы книги и объемных персонажей.
В работе с книгой нами были использованы различные виды рукоделия:
-Аппликация (название книги, растения, второстепенные детали),
- Вышивка (растения),- Бисер (дождь),
- Плетение (шнурки, завязки),
- Соленое тесто (предметы),
- Вязание (животных, насекомых)
Так же использовали: пуговицы, кнопки, крючки, липучки, карманы которые можно открывать, закрывать, застегивать, расстегивать, класть и вынимать. Применяли разнообразные материалы: ткань, поролон, картон, дерево.
Дети с удовольствием и интересом играют с книгой, самостоятельно включая в игру новых героев, учатся распределять персонажей и озвучивать их в игре. Таким образом, создается атмосфера творчества и доверия в детском коллективе. Идея создания тактильных книг с интересом воспринята педагогами МБДОУ и родителями, желающими принимать активное участие в их создании.
В настоящее время в стадии оформления находится книга, под названием «Театр эмоций», цель, которой через сказочных персонажей развивать эмоциональную сферу детей, а так же способствует развитию невербальных средств общения.