Вторник, 19.03.2024, 07:13
Приветствую Вас, Гость

 

Учитель-дефектолог Даньшова Л.А., Воспитатель Журавлева Т. В.

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466

620109, Екатеринбург

ул. Заводская   д. 17б

тел/факс: 246-35-83

e-mail: mdou466@mail.ru

 

Педагогический опыт изготовления и использования тактильной книжки – игрушки для детей  дошкольного возраста.

        Специализированное дошкольное учреждение для успешного усвоения программного материала воспитанниками нуждается в богатом оснащении демонстрационного и раздаточного материала с использованием специальной техники изготовления этого материала. Дошкольное учреждение и родители (законные представители) детей с особыми образовательными потребностями испытывают острую нехватку ассортимента:  методических пособий, литературы,  дидактических игр  для детей с нарушением зрения. Необходимо отметить, что использование специальных методик в изготовлении дидактических пособий будет интересно и познавательно для всех детей дошкольного возраста. Ими воспользоваться могут родители (законные представители), а также все дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Задача родителей и педагогов дошкольных учреждений компенсирующей направленности научить дошкольников с особыми образовательными потребностями  правильно воспринимать окружающий мир, сформировать в ребенке возможности, компенсирующие природный недостаток зрения тактильными ощущениями,  познакомить с разными   способами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов, обогатить чувственный опыт дошкольника через осязательное восприятие.  Как одно из средств  развития зрительного восприятия, развитие связной речи, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики  у слабовидящего ребенка является тактильная книга.

       Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, максимально приближенных  к оригиналу, с объемными персонажами, деталями с крупными и мелкими предметами.

       Учителем – дефектологом, воспитателем  при участии родителей  была изготовлена  дидактическая, обучающая, тактильная  книга «Времена года»,  включающая  страницы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данное пособие помогает:

·   сформировать и расширить представления детей о временах года, животных, овощах, фруктах, ягодах, листьях,  первоцветах, насекомых, рыб, видах транспорта и их месторасположения, знания предлогов и умение использовать их в речи, закрепляет знания детей о цветовом спектре. Яркие цвета и четкие контуры предметов заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять в совместной работе  руки и глаз.     

·   обучить в составлении   рассказов на тему: « Зимние забавы», «Путешествие кораблика», «День рождения цветка», «Осенняя песенка», названия рассказов может меняться, так же как и персонажи, они мобильны.


     Изготовление книги долгий, трудоемкий, но интересный процесс.

На начальном этапе педагоги на родительском собрании рассказали родителям об актуальности создания дидактических пособий. Затем совместно с родителями определились с темой, составили эскизы страниц, подобрали  цвет, что привело к их активной заинтересованности и помощи в изготовлении книги. Далее подбирали материал, изготовили страницы книги и объемных персонажей.

В работе с книгой нами были использованы  различные виды рукоделия:

 -Аппликация (название книги, растения, второстепенные детали),

       - Вышивка (растения),

- Бисер (дождь),

- Плетение (шнурки, завязки),

- Соленое тесто (предметы),

- Вязание (животных, насекомых)

Так же использовали:  пуговицы, кнопки, крючки, липучки,  карманы  которые можно открывать, закрывать, застегивать, расстегивать, класть и вынимать. Применяли  разнообразные материалы: ткань, поролон, картон, дерево.

         Дети с удовольствием и интересом играют с книгой, самостоятельно включая в игру новых героев, учатся распределять персонажей и озвучивать их в игре. Таким образом, создается атмосфера творчества и доверия в детском коллективе. Идея создания тактильных книг  с интересом воспринята педагогами МБДОУ  и родителями, желающими принимать активное участие в их создании.

         В настоящее время в стадии оформления находится книга, под названием «Театр эмоций», цель, которой через сказочных персонажей развивать эмоциональную сферу детей, а так же способствует развитию невербальных средств общения.