|
Шардина Анна Георгиевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466, г. Екатеринбург тел. 246-35- 83 |
XVIII городские открытые Педагогические чтения
Секция № 2
Экологический мини-музей – один из способов вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс дошкольного учреждения.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий, таким образом растет сам интерес ребенка к окружающему миру и развивается его любознательность, он учится логически мыслить, расширяет свой словарный запас.
Музейная педагогика – новое и необычайно популярное направление образовательной деятельности. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Создатели музея чувствуют свою причастность к нему, участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять музей своими творческими работами. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, ребёнка и его семьи.
Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Современные государственные стандарты дошкольного образования поставили задачу компетентностного подхода в образовании детей дошкольного возраста, поиска новых образовательных средств. Музей в детском саду, на мой взгляд, является этим средством, через которое формируется экологическая культура детей дошкольного возраста. Накапливается не только информационный материал, но и пробуждается воображение, опираясь на наглядно – зрительные игровые образы.
Музей Неживой природы – форма организации межгруппового взаимодействия при освоении детьми дошкольного возраста с нарушением зрения экологических знаний о неживой природе с помощью музейной технологии.
Главными задачами Музея неживой природы для детей являются:
· знакомство детей дошкольного возраста с организационными формами сбора, хранения экспонатов неживой природы;
· формирование умения контактировать с детьми из разных возрастных групп при посещении музея неживой природы;
· расширение кругозора и развитие речи детей дошкольного возраста;
· формирование интереса детей дошкольного возраста к началам экологической культуры;
· создание условий для освоения детьми дошкольного возраста с нарушением зрения коммуникативной компетентности;
· формирование современного посетителя музея и потребности в получении знаний взаимодействия с объектами неживой природы;
· развитие восприятия музейной информации и освоения (открытия) окружающего мира.
Параллельно с созданием музея велась работа по изданию экологической газеты для родителей, в которой есть постоянная страничка «Экологический музей». Газета – это способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей всех субъектов дошкольного учреждения. Газета как форма взаимодействия с семьей хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят педагоги-психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можешь читать, можешь просмотреть, можешь просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.
Благодаря совместной работе педагогов, родителей и детей в ДОУ проводятся выставки творческих работ, разработан экологический словарик для детей. Детские работы принимают участие в конкурсах внутри детского сада, района, города, страны. Все это приводит к возникновению устойчивого интереса детей и их родителей к экологической культуре.