Городской семинар:
«Игра как средство минимизации гиперактиности детей дошкольного возраста в процессе формирования школьной зрелости»
Театрализованная игра как средство формирования школьной зрелости у детей с особенностями в развитии
Юнусова Валентина Александровна,
воспитатель МДОУ детский сад
компенсирующего вида № 466
В понятие «готовность к школе» включены все жизненно важные сферы созревания: личностно – интеллектуальная, коммуникативная, нравственно – волевая, эмоциональная, эстетическая, физическая, мотивационная.
В исследованиях М.Лисиной, Е.Смирновой сказано, что в старшем дошкольном возрасте появляются новые «внеситуационные» формы общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Общение рассматривается науками о человеке как важный фактор психического развития. Общение определяет развитие познавательных возможностей ребёнка. Умение общаться обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта, помогает адаптироваться в социуме.
Нарушение же общения приводит к тяжёлым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребёнка, развития социально – значимых качеств личности.
Исследованиями учёных установлено, что главная проблема дошкольника – неумение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. А так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то именно через игру можно подготовить осознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, корректировать недостатки и формировать качества личности, необходимые будущему школьнику.
В рамках игры, ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются мотивация, произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностью исчерпывает себя как источник зон ближайшего развития.
Таким образом, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в развитии психических процессов и личностных особенностей ребенка на конкретной возрастной стадии.
Ребенок с 7 лет в состоянии регулировать свое поведение с помощью речи, а психические процессы с этого времени начинают управляться с помощью интеллекта, то есть становятся опосредствованными или произвольными. Именно к 7 годам относится кризис, основным проявлением которого является симптом потери непосредственности (Л. С. Выготский, 1984а). Теперь ребенок думает, прежде чем что-то сделать, как бы оценивая, что принесет ему этот поступок.
Многие наши дети, в силу их определённых особенностей, о которых предыдущая выступающая подробно рассказала, имеют заниженную самооценку. Они не всегда доводят начатое дело до конца. У них, как и у гиперактивных детей, недостаточно сформировано пространство между эмоциями и конкретным действием, отсутствует промежуточное звено в виде осмысления, фантазий, психической переработки, которая позволила бы канализировать возбуждение и тревогу в безопасное русло.
Работа по формированию пространства для психического функционирования идёт в несколько этапов. Основным средством выбрана театрализованная игра и неслучайно. Театр позволяет нам стать теми, кем мы не являемся в настоящей жизни, попробовать новые для себя роли. Для меня, как для педагога, театрализованная игра – это предоставление возможности ребёнку почувствовать успех в игре, что даст ему ощущение победы и своей компетентности.
В работе с гиперактивными детьми показательными можно считать результаты конца второго этапа, целью которого является развитие навыков самоконтроля.
Вся работа рассчитана на 2 года и начинается в старшем возрасте. Подготовительный этап предполагает взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (медицинских работников, дефектологов, учителей – логопедов, педагога – психолога) по выявлению особенностей каждого ребёнка.
Результатом подготовительного этапа становиться план – программа по корректировке индивидуального профиля социального развития каждого ребёнка.
Например, при первичном составлении индивидуального профиля социального развития мы получили отрицательный результат по некоторым параметрам. Причины такого результата изучаются комплексно, и по каждому ребёнку мы составляем карту перспективного развития, в которой планируется работа по формированию и развитию тех новообразований, которые помогут ребёнку конструктивно взаимодействовать с окружающим миром.
Второй этап - формирующий. Длительность данного этапа индивидуальная для каждого ребёнка и зависит от времени прохождения всех уровней. Ребёнок с нарушением зрения одновременно с педагогической получает и медицинскую помощь и по мере коррекции зрения, ребёнок получает большие возможности для ориентировки в окружающем пространстве.
Первый самый низкий уровень – это мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.
Дети с нарушением зрения испытывают большие трудности в выражении эмоций, поэтому важно познакомить ребёнка с моделями выражения основных эмоций и социально окрашенных чувств. На данном уровне дети знакомятся с элементами выразительных движений.
Здесь необходимо начать работу с сюжетных изображений знакомых персонажей, на примере которых дети видят разницу в мимике лиц, отображающих настроение. Также интересными будут этюды, сопровождаемые короткими рассказами воспитателя и музыкой: «Снег» - фото, «Дождь прошёл», «Цветок» - фото, «Прогулка на лесной опушке».
Второй уровень – игры на выражение отдельных качеств характера. Цель: выразительное изображение чувств, возникающих при социальном взаимодействии с окружающими сверстниками и взрослыми. На данном уровне дети моделируют поведение персонажей с теми или иными чертами характера и лучше использовать так называемые театрализованные этюды. Например, из прочитанной сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», изобразить: царевну и колдунью, царицу и зеркало, царевну и царицу и т.д.. Главное условие – произведение должно быть хорошо знакомо детям. (фото – колобок).
Третий уровень – игры с таймером. Таймер – некий фактор, выступающий в роли ограничителя. Цель: развитие навыков самоконтроля.
Четвёртый уровень – «тихие» игры с правилами. Цель: формирование произвольности (фото – психологические этюды).
Результат формирующего этапа – формирование социальной компетентности каждого ребёнка.
Третий этап - заключительный или мы его называем «публичный». На данном этапе готовится групповая театральная постановка. На данном этапе формируются навыки публичного выступления перед сверстниками и взрослыми, это поможет будущему первокласснику отвечать у доски. Формируется опыт построения коммуникации со сверстником при выполнении групповой работы, что станет основой для развития лидерских качеств личности.
Представленный опыт работы по формированию школьной зрелости у детей с нарушением зрения через театрализованную игру способствует более успешному развитию коммуникативных и эмоциональных качеств у старших дошкольников.