Вторник, 19.03.2024, 07:28
Приветствую Вас, Гость

 

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466  г. Екатеринбурга

воспитатель первой квалификационной

категории Лобода Ольга Исаевна

тел. 246-35-83

                                                                                    

                                                                    

                                                                                          

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

    Рождение ребёнка – важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но случается так, что у ребёнка обнаруживается физический  дефект слепоты или слабовидение. У родителей возникают вопросы, от которых зависит дальнейшая судьба их детей: « Можно ли восстановить зрение?»,       «Будет наш ребёнок весёлым, научится он бегать и играть?», «Можно его развивать физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной личностью?».

     На эти вопросы можно ответить « Да!». Слепой или слабовидящий ребёнок может стать весёлым, умным и подвижным. И значительная роль в этом вопросе принадлежит семье.

        Первые три года жизни ребёнка (как зрячего так и с дефектом зрения) – это период, когда формируется «фундамент» его личности. Предметы и явления, которые окружают ребёнка, удивительны и неповторимы. Каждое знакомство с новым - урок развития детского ума, чувств и творчества.      И на этом трудном пути дети могут рассчитывать на постоянную и систематическую  помощь со стороны родителей и других членов семьи.

       Но многие родители убеждены, что поскольку их ребёнок не видит или плохо видит, его надо охранять и оберегать. Родители не позволяют ребёнку самостоятельно ходить,  брать в руки предметы и манипулировать с ними. Знания, которые поступают детям с дефектом зрения не полные, т.к. 90%

разнообразной информации поступает через зрение. Зрение представляет собой сложную форму отражения окружающего мира. Отсутствие или слабое зрение существенно обедняет познание мира, развитие речи и интеллекта.

       Как же создать полноценную развивающую среду в семье, где растёт ребёнок с дефектом зрения? Главное – это принимать ребёнка таким, какой он есть. Ребёнок должен себя чувствовать любимым, но не исключительным существом, от родителей требуется большое терпение и вера в возможности их ребёнка. Задачей родителей является научить малыша жить в этих условиях и преодолевать трудности. Родители должны давать ребёнку определённую свободу в действиях, а не делать  за него всё. Но прежде чем предоставлять большую самостоятельность слабовидящему ребёнку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме.

     Последствия гиперопеки  плачевны - ребёнок не владеет навыками общения, самообслуживания, он слишком высокого мнения о себе. Гипоопека – это наоборот недостаточное внимание к ребёнку, его игнорирование, изоляция от окружающего мира. Чтобы избежать этих перекосов  в развитие и воспитании, необходимо активное сотрудничество родителей и коррекционно-образовательного учреждения.

      Дошкольное воспитание и развитие детей с нарушением зрения в семье должно носить разносторонний характер и  учитывать индивидуальные особенности. Следует активизировать познавательную деятельность. Знакомя   детей с предметами окружающей среды, следует давать им эти предметы в руки, чтобы они могли изучать их свойства со всех сторон: мягкость, твёрдость, шершавость, холод, тепло, и т.д.. Почувствовали их запах, вкус, объем, размер, и, конечно знать название.

     Дети с нарушением зрения часто отстают в формировании двигательной активности. Поэтому им  необходима оздоровительная гимнастика. Очень полезно проводить занятия под тихую музыку, синхронизирующую движения в такт  с ней. Для развития кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребёнок застёгивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

    Ребёнка с нарушением зрения следует учить самостоятельно себя обслуживать (одеваться, умываться, завязывать шнурки и т.д.). Такие знания он может получить общаясь со зрячими братьями и сёстрами, а так же со сверстниками.

      Родителям необходимо помнить:

- место для игр и занятий должно быть хорошо освещено (замечательно, если у ребёнка есть специально оборудованный игровой уголок со стеллажом для игрушек и книг);

- не допускать переутомление зрения;

- научить детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться;

- не поучать, а сотрудничать;

- воспринимать педагогов как равных партнёров в процессе воспитания, осваивать педагогические, специфические знания, практические навыки общения со своим ребёнком;

- относиться к своим детям не как к ущербным, а полноценным маленьким гражданам с искренней заинтересованностью всех членов семьи.

       Главное не опускать руки и не поддаваться недугу.