Суббота, 18.11.2017, 13:09
Приветствую Вас, Гость

Городской семинар:

«Игра как средство минимизации гиперактиности детей дошкольного возраста в процессе формирования школьной зрелости»

 

 

 

Креативные игры с правилами как средство формирования коммуникативной компетентности у детей с нарушением зрения

 

 

 

                                                          Погребняк Нина Павловна,

                                                                   воспитатель МДОУ детский сад

                                                                 компенсирующего вида № 466

 

 

Практически все окружающие гиперактивного ребёнка люди (родители, педагоги, сверстники) пребывают в уверенности, что ребёнок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются.

     Некоторое время каждый гиперактивный ребёнок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие советы. Постепенно и он, и другие убеждаются в том, что никаких успехов это не приносит. А, наоборот, чем больше ребёнка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система такого ребёнка, и без того перегруженная, получает дополнительную нагрузку, и ребёнок живёт в постоянном стрессе. Финал ситуации, нам с Вами понятен. Человек, живущий в стрессовой ситуации, заранее знает результат (его будут ругать, у него ничего не получиться, сверстники начнут подсмеиваться и т. д.).

Существует несколько вариантов развития событий дальше:

1.     Ребёнок может «опустить руки», отныне его жизненная позиция – «Ну и пусть я буду самый плохой! Чем хуже – тем лучше!». Довольно быстро такой ребенок находит место, где все его особенности принимаются и даже одобряются. Это место - улица, двор.

2.     Ребёнок со слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть.

3.     Ребёнок сильный и мужественный, несмотря на все трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как – нибудь приспособиться к обстоятельствам. Все это, как правило, делается вопреки воле семьи и педагогического коллектива. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением - проявления синдрома резко идут на убыль.

Несмотря на высокий уровень общительности, гиперактивные дети редко могут построить длительные дружеские отношения. Дружба требует постоянного «учёта» мнения, настроения, чувств другого человека. А это гиперактивному ребёнку даётся с большим трудом. Ребёнок с минимальной мозговой дисфункцией любит шумные, подвижные игры и не любит, а иногда и не может играть в сложные сюжетно – ролевые игры и игры с правилами.

А теперь представьте себе, ребёнка, у которого наблюдаются некоторые характеристики гиперактивности и при этом у него проблемы со зрением. В подвижные игры особенно не поиграешь из – за ограниченности зрительного анализатора, а другие игры не приносят осознания своей компетентности.

Я работаю на подготовительной группе и из 10 человек у меня есть такой ребёнок. Коррекционная работа, которая проводилась на протяжении прошлого года, практически не достигла результата. Сложность заключается в том, что минимальная мозговая дисфункция – это диагноз, который ставится врачом – невропатологом. И даже если такой диагноз поставлен ребёнку, мы с Вами его узнаем только в том случае, если родители захотят нам его сказать.

В нашем случае по данному ребёнку нет подтверждения тому, что ребёнок с синдромом дефицита внимания, но наблюдения показали, что особенности, характерные для гиперактивных детей, присутствуют.

Отрицательные эмоции, негативный социальный опыт, проблемы коммуникации находят своё отражение в игровой деятельности. Задачей взрослого является создание условий «отреагирования» коммуникативных проблем и перевод их на более «здоровую стезю», инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Поэтому мы и обратились к креативным играм. Креативная игра – это симбиоз имеющихся у детей коммуникативных и предметно – практических навыков, а также приобретение новых в процессе активной и творческой коллективной деятельности. Существуют определённые сложности с использованием данного вида игр в условиях нашего дошкольного учреждения. Требуется предварительная подготовка детей к восприятию нового материала, а дети с нарушением зрения получают часть информации по нарушенному каналу зрительного анализатора, активизация потенциальных возможностей и готовность самого педагога, поскольку взрослый должен заранее предвидеть трудности и спланировать возможные пути решения. Креативная игра – это обычная игра, но в ней неожиданно вскрывается определённая проблема или затруднительная ситуация с неудовлетворительной эмоциональной адаптацией, с нарушением социальной адаптации и общения. Педагог при этом одновременно исполняет несколько ролей: организатора, контролёра, помощника, арбитра, участника и старшего товарища, что позволяет раскрепостить детей и поощрять их творческое проявление. Завершается игра обязательно гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой для детей. В таких играх дети учатся находить формы общения и поведения, соответствующие их возможностям и потребностям, в них имеется оптимальное соотношение воспитательного, развивающего и коррекционного аспектов. Сила игры в утверждении особого права – особого типа отношения к проблемам.

Почему мы обратились к креативной игре? Как правило игры, в которые играют наши дети это игры с готовым сюжетом, взятом из сказки или из жизни, в последнее время и из телевизионных реалити – шоу. Готовый сюжет интересен и познавателен, но не даёт коммуникативного простора.

В нашей группе мы усилили игру правилами для того, чтобы сформировать у ребёнка положительный опыт в выполнении задания и инструкций.

Мы начали с того,  что изучили особенности каждого ребёнка и побеседовав с родителями, определили трудности, возникающие в коммуникативной деятельности. Исходя из особенностей наших детей игровой материал яркий, небольшой по количеству персонажей и объёму действий. Сюжеты используем понятные и близкие. Игру всегда начинаем с беседы, плавно переходящей в иллюстрируемый детьми и педагогом рассказ. Необычность ситуации, как правило, сильно преувеличиваем, чтобы заинтересовать детей и вызвать ответную реакцию. Из – за недостатка навыков восприятия или бедности чувственного познания, игра не всегда удаётся и обучающий этап игры более длительный. Он включает в себя короткие игры, в которых дети побуждаются к творческой деятельности.

Мы первый год решили использовать креативную игру, поэтому мы находимся на начальном этапе.

Для наших детей креативная игра – необычная игра, но через неё мы развиваем коммуникативную компетенцию, которая позволит развивать эмоциональную адаптацию как условие устранения искажения эмоционального реагирования.

Всю работу мы проводим в тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку формирование коммуникативной компетентности не заканчивается в дошкольном возрасте.