Учитель – дефектолог
МДОУ – детского сада № 466
компенсирующего вида для
детей с нарушением зрения
Корж Инна Борисовна
Особенности ознакомления с окружающим и развитие речи детей с нарушением зрения
Зрение даёт возможность человеку получить богатую информацию о внешнем мире, контролировать свои движения среди окружающих предметов. Способности зрительной системы человека очень разнообразны и включают умение видеть мелкие объекты, различать их детали, узнавать их, определять размеры, форму и окраску предметов, качество их поверхности, их относительное расположение и удалённость от наблюдателя, сходства и различия по разным параметрам, направление и скорость передвижения.
Установлено, что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого, нерасчленённого различения формы (контура, общих пропорций, положения) предмета, проходит через ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.
Говоря о восприятии слабовидящих детей, следует отметить, что у них наблюдается:
- Неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Поэтому познание окружающего мира строится на суженой наглядно-действенной основе.
- Острота зрения снижена, из-за этого дети испытывают трудности в восприятии формы, размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании изображений, обозначений и деталей на рисунках, чертежах и схемах, в точности и полноте восприятия предметов и изображений.
- Изменение границ поля зрения, что вызывает затруднение целостно, одновременно и динамично воспринимать объекты. Дети с нарушения зрения совершают последовательный обход вокруг контура, при этом возникает соскальзывание с контура, частые изменения направления движения, возвраты, длительность фиксации взора. Отметим, что при сужении поля зрения, ребенок осматривает предметы по частям, выделяя их отдельные свойства и признаки.
- Нарушение бинокулярного зрения. При косоглазии дети относительно легко воспринимают формы плоских, двухмерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объёмных предметов, различные расстояния между ними, оценка глубины пространства.
- Нарушение цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения. Тогда у детей возникают проблемы адекватного восприятия цветов основного ряда и оттенков. У детей имеются большие отставания в сенсорном развитии.
- Нарушение глазодвигательной функции. При такой аномалии возникают трудности в фиксации взора, прослеживании динамичных изменений, оценке линейных и угловых величин, восприятии быстроизменяющихся процессов и явлений окружающей действительности.
Таким образом, выше перечисленные нарушения приводят к изменениям в процессе и зрительного восприятия: фрагментарности, уменьшению объёма, замедлению темпа сокращению содержания, ошибочным суждениям. Почти у всех слабовидящих детей появляются особенности в формировании зрительных образов (удлинение стадий, появление подэтапов и др.), которые зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребёнка в оперировании ими, характера степени нарушения зрения.
Формирование сложности процессов у слабовидящих детей зависит от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность. Коррекционная направленность воспитания и обучения предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения. Необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях. Нужна специальная коррекционная помощь, то есть коррекционные занятия. Ведущее место занимают занятия по ознакомлении с окружающим.
Наш опыт показал, что для успешного ознакомления с окружающим детей с нарушением зрения необходимо тематическое планирование на год. Каждая неделя соответствует определённой теме, где распределение учебного материала идёт по четырём основным разделам:
- Свойства предметов; расположение предметов в пространстве.
- Природа вокруг нас.
- Знакомство с ближайшим окружением.
- «Я такой, какой я есть».
Планирование строится с учётом возрастных особенностей, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и « Программное содержание коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушением зрения» под редакцией Л.И. Плаксиной с учётом тифлопедагогических принципов в обучении и воспитании.
Тематическое планирование помогает:
- систематизировать коррекционно-образовательный процесс;
- систематизировать знания и представления слабовидящих детей об окружающем;
- знакомить детей с окружающим не только на специальных занятиях, но и в других видах деятельности коррекционно-педагогического процесса;
- планировать повторение данной темы ещё раз во второй половине дня.
Учитывая вышеизложенные особенности восприятия слабовидящих детей, необходимо создавать условия для получения детьми чувственного опыта, сопровождающегося словесными пояснениями и инструкциями. На коррекционных занятиях обязательно включается обследование объекта, формирование образов на основе остаточного зрительного и сохранных тактильном, двигательном, слуховом восприятии, вкусовом и обонятельном анализаторах. Включение полученного опыта в разные виды деятельности. Для успешного знакомства с предметами окружения и наполнения конкретным реальным содержанием специально отбирается лексический материал, связанный с полученным опытом, включение его в активную речь детей, работой над грамматическими конструкциями.
Рассмотрим основные моменты методики ознакомления с окружающим, которая используется на коррекционных занятиях в нашем детском саду.
На 1 ЭТАПЕ происходит первичное ознакомление с объектом, углубление знаний об объекте и его особенностях, выделение существенных признаков объекта на основе включения соответствующего объекта в класс и сравнение его с другими объектами данного класса.
В качестве наглядных пособий, по мере возможностей, используются натуральные объекты как более информативные, в сочетании с другими, с целью привлечения внимания детей, их активизации и создания первичного, адекватного представления. Параллельно проводится работа по знакомству с некоторыми особенностями объектов: цветом, формой, величиной, запахом, звуком и т.д. – характеризующие индивидуальные качества. Очень важно на этом этапе формировать устойчивые связи между словом и объектом через многократное проговаривание как названия объекта, так и определение его свойств детьми и педагогами.
Как необходимое условие всей работы, в занятие включается действие слабовидящих детей с объектами. Это позволяет точно соотнести слово и объект.
После знакомства детей с объектом организуют его выделение среди знакомых и незнакомых предметов и явлений.
Первичное знакомство сопровождают:
· коррекционно-развивающими играми;
· предлагается обводить плоскостные изображения (трафареты, шаблоны, соединение пунктирной линии контура предмета);
· наблюдениями, экскурсиями;
· манипуляциями с муляжами и игрушками (по возможности);
· рассматриванием предметных картинок:
1. вначале с черно-белым изображением на контрастном фоне
2. затем, цветные картинки с чётким контуром (используются картинки с объёмным контуром).
· картинками с наложенным изображением предметов;
· сюжетными картинками, где знакомый объект включён в окружающую действительность;
· репродукции известных художников для закрепления зрительных представлений об обследованном объекте;
· использованием звукозаписей для узнавания и различения звуков, встречающихся в живой и неживой природе;
· работой с эталонами для развития слуховых и обонятельных ощущений.
В конце первого этапа дети с нарушением зрения имеют адекватное представление об объекте. Он легко опознаётся, выделяется из окружающего и называется детьми. Кроме того у них сформировано представление о том, что слово относится не к одному конкретно взятому объекту, а к нескольким, то есть имеет обобщенное значение. Однако представления о строении объекта остаётся еще диффузным.
На 2 ЭТАПЕ мы знакомим детей с внешним видом и строением объекта, особенностями его обитания. Параллельно решаются задачи по точности владения словарного материала данной темы. Работа по вычленению особенностей объектов ведётся в разнообразной деятельности:
- практической (дети ухаживают за растениями, животными, наблюдают за природой, в поисковой деятельности и т. д. );
- изобразительной (структура изо. деятельности: вначале дети знакомятся с объектом через лепку, затем аппликацию и только после этого дети рисуют);
- игровой (коррекционно - развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных играх);
- на занятиях по развитию речи.
Опыт показывает, что у слабовидящих детей не сформирован навык обследования, как объектов живого, так и растительного мира. Особую трудность для таких детей составляет выделение части целого. Детей специально обучают действиям, направленным на выделение части:
1. дотрагивание;
2. обведение;
3. ощупывание определённой части объекта с акцентированием её функционального значения.
Здесь возникают некоторые затруднения, в частности, боязнь дотронутся не только до живого объекта, но и до чучела. По мере увеличения числа исследуемых объектов боязнь постепенно исчезает. Для успешного обучения выделения части из целого необходима изобразительная деятельность. На таких занятиях дети учатся выделять части, форму, цвет, имеют возможность видеть и оценивать результаты своего труда. Не менее важны коррекционные занятия по развитию речи, на которых используются схемы для описания изучаемого объекта. На этих схемах составлен план по описанию частей в определённой последовательности. На таких занятиях мы используем картинки, на которых изображены предметы с недостающими частями. Все занятия на втором этапе заканчиваются анализом объектов. Дети учатся выделять наиболее существенное свойство объекта и, как результат анализа, ориентируется на него в предметно – практической деятельности. При этом формируются достаточно полные правильные представления об объектах, а их воспроизведение в поделках, лепке, рисунках способствует закреплению таких представлений и упрочению связей не только с окружающим миром, но и со словом, использованием грамматических конструкций, как монологической речи так и диалогической связной речи. Выделение одних и тех же частей и особенностей у разных объектов при большом их разнообразии способствует развитию и углублению представлений об окружающем мире, а также содействует формированию обобщений, выражающихся словесно.
На 3 ЭТАПЕ целью коррекционных занятий является формирование умений выделять существенные признаки в объектах при помощи сравнения предметов близких по виду. Достигается это при выделении и сопоставлении всех признаков объектов: как отличительных, так и сходных. Учим детей сравнивать 2 объекта, принадлежащих к одной группе, находить не только отличия, но и сходства. После такой работы дети учатся находить сходства и различия на дидактических пособиях, на которых изображены несколько объектов одного вида. Материал постепенно усложняется. Сравнения позволяют детям научится раскрывать характерные отличия, а также общие признаки объектов. На основе этой работы детей учат придумывать загадки об объектах и явлениях окружающей действительности. Такой вид работы учит анализу, синтезу объектов и умению выразить свои знания словесно и поделиться ими с окружающими, то есть в конце 3 этапа ребёнок умеет делать умозаключения, имеет собственное суждение об объектах и не стесняется поделиться ими с окружающими.
В нашем детском саду по этой методике работа ведётся с 1998 года . дети с нарушением зрения развиваются в соответствии с требованиями « Программы» под ред. М.А. Васильевой. Большинство слабовидящих детей обучаются в массовых школах, исключение составляют дети, у которых наблюдается глубокое нарушение зрения, то есть дети – инвалиды. По медицинским показаниям им рекомендовано обучение в специализированных школах для детей с нарушением зрения.
Мы продолжаем дальнейшую работу по совершенствованию данной методики, заинтересовавшимся людям предлагаем присоединиться к нашей работе и поделиться своим опытом.