Вторник, 19.03.2024, 04:38
Приветствую Вас, Гость

  Харитонова Наталия Юрьевна

                                                                                               Воспитатель первой

                                                                                               квалификационной категории

                                                                                               Муниципального бюджетного 

                                                                                               дошкольного 

                                                                                               образовательного учреждения

                                                                                               детского сада

                                                                                               компенсирующего вида

                                                                                              № 466

 

Формирование социальной компетентности у дошкольников с нарушением зрения в процессе изобразительной деятельности

Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи определено развитие личности ребенка, обеспечение его  компетентности в обществе. Дошкольные учреждения, как первые ступени общего образования, призваны внести существенный вклад в выполнение данной задачи. Они являются институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. В дошкольном образовании сегодня происходят серьезные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Отдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности, необходимо подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Компетентность надо рассматривать шире набора знаний и умений, как возможность устанавливать связи между знаниями и жизненной ситуацией. Поэтому социальная компетентность выпускника МБДОУ стоит на первом плане в работе педагогов.

  МБДОУ посещают дети с нарушением зрения. Говоря о восприятии слабовидящих детей, следует отметить, что у них наблюдаются:

·        Неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности;

·        Острота зрения снижена. Из-за этого дети испытывают трудности в восприятии формы, размеров, положения предметов, обозначении деталей на рисунках, чертежах, схемах, полноте восприятия предметов и изображений;

·        Изменения границ поля зрения, что вызывает затруднение целостно одновременно, динамично воспринимать объекты;

·        Нарушение бинокулярного зрения. Сложнее воспринимают объемные предметы, расстояние между ними, глубину пространства;

·        Нарушение цветоразличительной функции и контрольной чувственности зрения.

·        Наблюдается отставание в сенсорном развитии;

·        Нарушение глазодвигательных функций. Трудности в фиксации взора, восприятии быстро изменяющихся явлений окружающей действительности.

   Поэтому вся коррекционно-педагогическая деятельность в итоге направлена на формирование социальной компетентности у детей с нарушением зрения.

   В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется изобразительной деятельности, так как она является одной из ведущих форм усвоения социального опыта. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально – личностных потребностей слабовидящего ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

    На совместной изодеятельности педагога и ребенка осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка:

·        Умственное развитие;

·        Эстетическое отношение к действительности;

·        Нравственное воспитание;

·        Формирование логики;

·        Волевые качества.

      А так же решается ряд важных коррекционных задач:

·        Коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыка обследования объекта, упорядочение процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия;

·        Усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;

·        Конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия изображения;

·        Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, неуверенностью, неумением преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

    Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, формирует навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами, развивает речь.

   Формирование этих качеств необходимая составляющая для развития социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения.

   Особое внимание в работе уделяется овладению слабовидящими детьми сенсорными эталонами:

·        Зрительными;

·        Осязательными;

·        Двигательными;

   Прослеживается  взаимосвязь во всех видах  изобразительной деятельности через повтор одной темы, что позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали предметов, объектов, закреплять изобразительные умения детей – это позволяет расширять представления детей об окружающем мире,  а значит увереннее ориентироваться в социуме.

   При формировании социальной компетентности слабовидящих дошкольников уделяется большое внимание умению обследовать и анализировать предметы, изучать их качества и свойства:

·        Форма предметов, объектов;

·        Объем предметов;

·        Цветовосприятие;

·        Структура поверхности;

·        Размеры предметов;

·        Строение и расположение деталей;

·        Пространственное расположение предметов.

    Поэтому обследованием предметов руководит педагог, с помощью наводящих вопросов управляет процессом узнавания, выделения, уточнения, конкретизации, систематизации признаков предметов. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и умение объединять детали в целостный образ. Этот метод позволяет обогащать представления детей об окружающем мире, развивать способов зрительной ориентации детей с нарушением зрения.

   В МБДОУ при работе с детьми по изобразительной деятельности широко используются дидактические игры и упражнения, которые учат различению и сравнению предметов с их изображениями, учат анализировать особенности строения объектов.

   Одним из эффективных средств, способствующих развитию навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту, контуру. Эти методы учат детей рисовать различные линии, следить за контуром предмета, не соскальзывая, воспринимать изображение целостно. В дальнейшем педагогами ведется работа по обучению слабовидящих детей переносить приобретенные навыки  в изобразительной деятельности в жизнь и правильно пользоваться ими.

    Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, которое легче формируется в условиях раскрашивания по трафарету, так как раскрашивание и штриховка в трафарете дает лучшие условия для сохранения формы, особенно когда зрение и рука плохо взаимодействуют. Движения детей становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание по трафарету учит детей закрашивать по форме предметов, повторять формообразующие движения неоднократно.

    Большие трудности возникают у слабовидящих детей при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Для решения этой задачи используются иллюстрации, на которых можно продемонстрировать изображение объектов вблизи и вдали. Эффективным средством отображения в плоскости, является работа на индивидуальном фланелеграфе по созданию композиций из вырезанных изображений. Дети создают на фланелеграфах сюжеты. После работы на фланелеграфе детям предлагается изобразить сюжет на рисунке.

    Таким образом, изобразительная деятельность является эффективным средством коррекционной работы по формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Целенаправленная совместная  изобразительная деятельность позволяет детям   успешно реализоваться в новых социальных условиях и ориентироваться в окружающем мире, то есть быть социально компетентным.