Суббота, 18.11.2017, 13:10
Приветствую Вас, Гость

                                                                         Учитель – логопед Даньшова Л.А

                                                                       Учитель – логопед Помелова И.П  

                                                  МБДОУ  детский сад

                                                                 компенсирующего вида № 466

г.Екатеринбург

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях  специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

 

Нарушения речи у слабовидящих дошкольников встречаются значительно чаще, чем у детей с сохранным зрением, и отличаются по степени выраженности, симптоматике и структуре. В совокупности со зрительным дефектом это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости  по общеобразовательным предметам. В связи с этим важное место в учебно-воспитательном процессе отводится  коррекционной и профилактической работе.

Коррекционная логопедическая работа со слабовидящими детьми имеет ряд особенностей, это:

1.     комплексное диагностирование, перспективное планирование работы, составление индивидуального плана работы и осуществление коррекционной работы осуществляется  совместно со всеми специалистами МБДОУ (тифлопедагогом, логопедом, врачом - отоларингологом, психологом, воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем);

2.     сопутствующее лечение ребёнка у невролога и отоларинголога;

3.     соблюдение дидактических и тифлопедагогических принципов работы;

4.     осуществление логопедической работы проводится:

ü с учётом состояния зрения, особенностей способов восприятия у ребёнка;

ü с учётом особых требований к наглядному материалу, к освещённости рабочего места, к осанке и положению ребёнка во время занятия, к дозированию зрительной нагрузки и своевременному предотвращению зрительного переутомления;

ü с одновременным развитием всех психических функций, с опорой на сохранные анализаторы;

ü в системе разнообразных занятий, в сюжетно-ролевых играх, в играх драматизациях, в трудовой и предметно-практической деятельности, на прогулках.

Коррекционная работа по развитию речи и зрительного восприятия ведется в тесном взаимодействии всех специалистов.

 

На занятиях 80% времени проходит с активным участием зрения, поэтому для слабовидящих детей особенно важен контроль за зрительной нагрузкой, рациональным построением занятия, своевременной сменой разных видов деятельности, не связанных с напряжением зрения (пересказы, чтение стихов, дидактические игры, подвижные игры с речевым сопровождением).

 Неблагоприятно для зрения чередование однотипных по характеру занятий, когда первое и последующее за ним требуют статического и зрительного напряжения. Обязательным условием любого занятия, в том числе и логопедического, является регулярное проведение зрительной гимнастики, которая проводится после 15 минут зрительной работы. Это  система специальных упражнений для глаз, направленная на укрепление и тренировку глазодвигательных мышц, улучшение кровоснабжения глаза, снятие зрительного напряжения. Научившись избавляться от напряжения, дети помогают мышцам глаз стать более гибкими, автоматически реагировать на необходимость изменения фокуса. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить зрительную гимнастику в игровой форме, сопровождать стихами, музыкой и т.д. 

В кабинете логопеда высоко на стенах и потолке  для тренировки аккомодации возможно разместить буквы, слоги, предметные картинки и т.п., и периодически рекомендовать ребёнку посмотреть вверх на них, переводить взгляд в различном порядке от одной картинки к другой.

Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. Предмет нужно двигать медленно, чтобы ребёнок до конца проследил за его движением. Предмет показывается чуть выше глаз впереди сидящих детей. По цвету он не должен сливаться с окружающей обстановкой. Можно сопровождать показ предмета с каким-нибудь игровым сюжетом, например: «Колобок».

Сюда же подходят упражнения на развитие прослеживающей функции глаза с использованием готовых «дорожек». Для этого на большом листе бумаги, стене или доске изображаются линии, по которым дети должны «пройти определённую дистанцию». Сначала педагог помогает детям, используя указку, затем они выполняют упражнения самостоятельно, по словесной инструкции. При этом педагог следит за тем, чтобы слежение было плавным, без перескакивания взгляда с одного места на другое.

Перед использованием следует оценить наглядный материал.

Демонстрационные картинки должны быть крупного размера, с чётким контуром. При этом надо помнить, что детьми с косоглазием и амблиопией  лучше воспринимаются заполненные фигуры, чем контурные и объёмные, чем плоскостные. Над созданием наглядного материала работают как педагоги, так и родители. Особенно дети любят работы, выполненные своими руками. Также для демонстрации наглядности применяем технические средства: проектор. Индивидуальное предъявление материала осуществляется на расстоянии на более чем 30-35 см от глаз ребёнка.

Материал для фронтальной демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз с дополнительным индивидуальным показом картинки  под  углом 5 – 45 градусов относительно линии взора.

Нужно учитывать фоны доски и картинки – не допускать их слияния, т.е. на белой доске не использовать светлые картинки. Отрицательный контраст предпочтительнее. В цветовой гамме желательны жёлто-красно-оранжевые и зелёные тона. Зелёный фон оказывает релаксирующее влияние, оранжевый, наоборот, стимулирует активность работы сетчатки.  Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов. Желательно, чтобы картинка для показа была в рамочке, а в идеале – объёмной. Лучше работать на вертикальной поверхности, утром и вечером использовать чёрно-белые  пособия, днём – цветные (для активизации работы сетчатки).

Работу над развитием мимической мускулатуры лучше проводить совместно с развитием мелкой моторики, задействуя,  тем самым,  как можно больше органов чувств.

На этапе постановки и автоматизации звуков изолированно мы предлагаем использовать «лабиринт-дорожку» и «лабиринт-контур» (для развития глазодвигательной функции и взаимоконтроля глаза и руки). «Лабиринт контур» представляет собой замкнутую объёмную линию в виде рыбки, ёжика, ёлочки, т. е. контур какого-нибудь предмета. Сначала ребёнок «проходит» по контуру молча, следя глазами. Второй раз сопровождает это действие звуком  (Самолёт летит и гудит – л-л-л). Затем ребёнок ведёт пальцем по дорожке, прослеживает глазами и сопровождает движение звуком.. «Лабиринт-дорожка» -  это разнообразные линии (прямые, волнистые, ломанные) с различной поверхностью (гладкие, шершавые, колючие и т.д.), которые ребёнок «проходит» по тому же принципу. В этом лабиринте можно изобразить любую дорожку без картинок.

Объёмные магниты или съёмные картинки адаптируются к нужной лексической теме и изучаемому звуку.

Для снятия зрительной нагрузки также можно использовать игру «Звуковые корзинки», «Слоговые корзинки», «Слоговой мостик» и т.д.

Для автоматизации звука в слогах используются упражнения для развития прослеживающей функции глаза. Снова используется игра «Лабиринт-дорожка», где с одной стороны дорожки ставится согласная буква, а с другой – гласная.  Дид.игра «Паровозик»: согласная буква едет на паровозе в гости к другим буквам и поёт свою песенку. Встретившись, буквы здороваются. Эта игра проводится как на доске, так и на столе. С этой же целью используется игра «Волшебное ведёрко». Используется два ведёрка синего и зелёного цвета (для получения твёрдого и мягкого согласного звука) с наклеенной согласной буквой и колбочки от «киндер-сюрприза» с наклеенными на них гласными буквами. Ребёнок берёт колбочку с гласной буквой, поет её и опускает в ведёрко. В момент удара о дно ведра произносится согласный звук. Складывание слога здесь происходит от гласного к согласному звуку. Прямые слоги получаем аналогичным способом: тянем согласный звук и вынимаем из ведёрка колбочку с гласной буквой. Результатом игры является выработка плавного слияния, даёт детям возможность подвигаться.

На этапе  автоматизации звуков в словах используются предметные картинки с чётким контуром, без лишних деталей, которые располагаем вертикально, что способствует разработке прямых мышц глаза.

Развивая связную речь детей, в своей практике, мы часто используем сюжетные картины, где учим рассматривать картины по различным планам (в том числе  по «Сенсорному плану»), схеме, пиктограммам и составлять рассказ. Формируем навыки целостного восприятия картины. Моделируем картину силуэтами. Учим выделять (локализовывать) заданные объекты из сюжетного изображения. Используем такие игры, как: «Подзорная труба», «Замороженное стекло», «Создаём картину», «Открой окошко», «Разложи картинки по порядку». В ходе работы по развитию связной речи мы используем пособия – тактильные книги «Времена года», «Колобок», «Театр эмоций», где параллельно мы развитием у детей осязание, мелкую моторику, зрительное восприятие и эмоции.

Таким образом, используя предложенные приёмы, пособия и задания, учитель-логопед на своих занятиях решает важные задачи – коррекция речи и  зрительных расстройств у детей.