Вторник, 19.03.2024, 06:01
Приветствую Вас, Гость

 

Учитель – логопед Нарижная Ирина Сергеевна

МБДОУ  детский сад компенсирующего вида

№ 466

г. Екатеринбург, тел./факс 246-35-83


XVIII городские открытые Педагогические чтения

Секция № 4

 

Коррекция лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушением зрения в условиях детского сада компенсирующего вида посредством развития полиморфного восприятия.

 

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению числа детей, имеющих различные зрительные нарушения. Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни таких детей.

Приняв за основу своей педагогической деятельности взаимообусловленность коррекции и компенсации мы попытались подойти к решению данной задачи системно.

Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, их развитие взаимосвязано и взаимообусловлено. Нарушение зрения создает у ребенка трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи. Низкий уровень сенсорных процессов, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие сохранных психических функций. Поэтому необходима правильно организованная коррекционно-развивающая работа, построенная на специальных методах и приемах.

Для данной цели была использована система комплексного взаимодействия исходя из следующего:

        Восприятие развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка.

        Лишь на основе длительного использования способов и проб в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное восприятие того или иного предмета, явления.

        При нарушении эмоционально-волевой сферы, характерном для данной группы детей, с трудом формируется восприятие сложных явлений окружающего мира (иллюстраций, литературных произведений, социальных явлений, природы), которые встречаются детям повсеместно и в детском саду и дома.

Эта работа проводилась как индивидуально, так и в групповой деятельности.

Основными задачами по развитию и коррекции зрительного восприятия были следующие:

1.      Формирование умения всматриваться

2.      Распознавание и узнавание цвета, формы и т.д.

3.      Развитие визуального выборочного восприятия (интерпритация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство - различие, изображение- фон, способность к визуальному дополнению части до целого)

При этом  было отмечено, что дети лучше запоминают то, что проговаривают, оречевляют. Следовательно, обозначение речью различных качеств предметов приводит к лучшей дифференциации: формы, цвета, пространственных отношений и т. д.

Тесную связь со зрительным имеет тактильно-двигательное восприятие.

        восприятие температуры

        восприятие поверхности

        восприятие тяжести

        восприятие движения

 Восприятие предмета с помощью разных органов чувств дает более полное и правильное представление о предметах, помогает узнавать предметы по одному или нескольким свойствам. Это обогащает представления ребенка об окружающем мире, наполняет его новыми эмоциональными переживаниями.

Восприятие сложных явлений окружающего мира требует от ребенка целой программы действий, направленных на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим узнавания по сходству и отличию, переживание чувств.

Такое сложное комплексное восприятие предполагает параллельное развитие речи, мышления, чувств ребенка, которые развиваются сами под влиянием восприятия и одновременно обеспечивают более полное и глубокое восприятие этих явлений.

Для усвоения эталонов социальных явлений, поведения, принятого в обществе были использованы игры, на восприятия отношений по внешним признакам (Что происходит на картинке?; Определи настроение; Покажи, что ты чувствуешь).

Восприятие иллюстраций подчеркивает скрытые качества и свойства, поворачивает объект так, чтобы эти свойства были более видны. Поэтому восприятие иллюстраций – стало следующим этапом, в расширении  представлений  ребенка об окружающем мире.

Для формирования восприятия иллюстраций были использованы следующие действия:

        Анализ расположения героев в пространстве и времени, их пропорции.

        Описание основных и второстепенных объектов

        Описание фона, дополнительных деталей

        Выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через действия героев, внешние средства выразительности

        Преобразование иллюстрации в символическую форму.

Завершающим этапом данной работы явилось развитие целостности восприятия предметов и явлений окружающего мира, объединяющее зрительное и двигательно-тактильное восприятие.

Последняя группа игр самая важная по своему значению, именно  они позволяют узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Таким образом, восприятие разнообразных свойств предмета, которые были даны ранее, - это подготовка к выполнению самой главной функции восприятия: восприятия целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств. Для этого ребенку надо усвоить более сложные действия с предметами: конструирование предметов из составных элементов, узнавание предмета по нескольким элементам и его назначению, обнаружение похожего и различного в предметах, словестное  описание предметов, узнавание предметов по словестному описанию. Итогом является соединение действия и слова, которое начинает руководить действиями ребенка в процессе восприятия предметов и явлений.

 Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Ребенок - дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки (методом проб и ошибок), которые в дальнейшем сменяются примериванием и зрительным соотнесением. Целостное восприятие предметов, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем мире, лежит в основе многих видов деятельности - предметной, игровой, трудовой, изобразительной и речевой. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ним.

2.Система игр и упражнений на развитие полиморфного восприятия имеет большую коррегирующую роль в работе по преодолению нарушений речи у детей с нарушениями зрения, так как, помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы окружающего мира, открывает им источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, - а значит расширяет активный словарь.

3.Комплексное решение данного вопроса помогает не только наладить взаимосвязь всех участников коррекционно-образовательно-воспитательного процесса, но и улучшить динамику развития процессов зрительного восприятия

Практика показывает, что к концу дошкольного возраста при систематической работе восприятие становятся достаточно организованным и эффективным. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета.