Вторник, 19.03.2024, 05:47
Приветствую Вас, Гость

г.Екатеринбург, Верх-Исетский район
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466
учитель-дефектолог Кирьянова О.А.
учитель-дефектолог Логунова О.В.

 

Создание условий для успешного формирования и развития  графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями зрения путем внедрение инновационных технологий.

 

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мелкой моторики. Моторные навыки необходимы ребенку во многих сферах деятельности:   бытовой, трудовой, игровой, изобразительной, учебной. Формирование этих навыков начинается в младенчестве с манипулятивных действий с игрушками, затем совершенствуется в различных видах предметно-практической деятельности. В старшем дошкольном возрасте моторные действия приобретают направленный характер. Так же следует отметить, что от степени сформированности тонких движений пальцев рук зависит уровень развития речи. Таким образом, развитие мелкой моторики является одним из важнейших направлений коррекционно-образовательной работы.

В МБДОУ № 466 направляются дети, имеющие различные диагнозы нарушения зрительной функции. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них, влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Основным диагнозами являются: амблиопия и косоглазие. Амблиопия – это нарушение зрения, связанное  с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины. Косоглазие – это нарушение глазодвигательных функций, характеризующиеся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации.

Дошкольный возраст является сензитивным для оказания помощи детям с нарушениями зрения в овладении не только достаточным уровнем знаний, умения и навыков, но и в формировании специальных знаний, способов ориентирования, коммуникативных мотивационных и деятельностных сторон личности.

Полноценная коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями зрения невозможна без формирования у них коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения. В связи с этим вопрос содержания коррекционного обучения является остроактуальным (адаптация наглядного материала).

Ребенок с нарушением зрения не может в полной мере использовать зрительный контроль над своими действиями. Случается, что даже после неоднократного показа не обойтись без совместной работы взрослого и ребенка. Дети с нарушением зрения с трудом включаются в целенаправленную учебную работу, быстро устают, легко отвлекаются.

Графические навыки формируются на основе графомоторного восприятия. Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями зрения. Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей данной категории может служить причиной нарушений при формировании письменной речи. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Инновационная технология «Графемика» способствует развитию этих механизмов.

С  2009  по 2011 год  МБДОУ являлось экспериментальной площадкой по апробированию и внедрению инновационной технологии «Графемика» (автор А. В. Ундзенкова). Цель эксперимента - создание  условий для развития графомоторных навыков, которые формируются в процессе взаимодействия уха, языка, глаз и руки.  Результаты итоговой диагностики показали эффективность применения методов и приемов данной методики, высокий уровень сформированности графомоторных навыков у большинства детей в экспериментальных группах. Было принято решение продолжать применять элементы инновационной технологии «Графемика».

Перед началом эксперимента коллективом МБДОУ была разработана диагностика, которая позволяет определить имеющийся уровень графомоторных навыков (проводится в начале учебного года), динамику их развития (проводится в середине учебного года) и результативность работы по данному пособию (в конце года). В основу диагностики легли разделы пособия «Графемика» 2006 г, в качестве оценочной шкалы используется система оценки уровня овладения (высокий, средний, низкий).

Занятия по развитию графомоторных навыков включены  в непрерывную образовательную деятельность (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; ФЭМП, подготовка к обучению грамоте), а так же в нерегламентированную совместную деятельность во второй половине дня. У многих детей имеются сопутствующие нарушения  (нарушения речи, задержка психического развития, нарушения общей и мелкой моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы). В связи с чем, дети не могут выполнять задания после однократного предъявления инструкции, плохо ориентируются на листе бумаги, у них снижена работоспособность, внимание неустойчиво; у детей нарушена зрительно-моторная координация. Исходя из этого, возникла необходимость создать новые образовательные условия:

- увеличен предварительный ознакомительный этап, на котором дети знакомились с понятием «клетка», учились обводить клетку по контуру, делить ее по диагонали, формировать квадрат из нескольких клеток, знакомились с клетками разного размера; учатся пользоваться точкой «отсчета», отсчитывать определенное количество клеток вправо, влево, вверх, вниз;

- графические задания, предлагаемые в пособие, были адаптированы с учетом особенностей детей с нарушением зрения: используются рисунки большего формата, тетради в крупную клетку;

- на выполнение заданий детям дается больше времени, выполнение заданий сопровождается дополнительной речевой инструкцией;

- дети с низкой остротой зрения получают дополнительную индивидуальную помощь.

Перед педагогами, работающими в экспериментальных группах, стоит задача сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности.

При развитии зрительно-пространственной координации предлагались такие задания как перенос контура изображенного в контурном пространстве простого предмета (с прямыми углами) вверх, вниз, вправо, влево. Затем усложняется контур предмета – появляются диагональные изображения. Педагоги столкнулись с такими трудностями: дети с трудом определяю точку «отсчета», делают ошибки в количестве отсчитываемых клеток и в направлении отсчета, путают понятия «диагональ» «прямая линия», а так же из-за нарушения зрительного восприятия видит прямые и диагональные линии искаженно.  Задания по данному разделу развивают устойчивость, объем зрительного восприятия, что позволяет предупредить ошибки на письме (пропуски, искажения, замены букв в словах).

При развитии пространственно-графической ориентации дети учатся перемещать контурные изображения предметов в различных направлениях: вправо, влево, вверх, вниз. В пособии детям предлагаются индивидуальные карточки с контурами предметов «флажок», «елочка», «кораблик» и т.д. По заданию педагога дети меняют позицию предмета, перемещая его в заданном направлении. Данные задания выполняются детьми легко. В дальнейшем контурные и силуэтные изображения предметов заменяются на графемы, дети учатся находить правильное положение графемы, этот вид работы проводится только с детьми подготовительной к школе группы.

В разделе «Развитие фонетико-фонематического восприятия» предлагается под диктовку педагога изобразить ряд символов, соблюдая их последовательность. Этот вид работы развивает умение  соотносить услышанный описательный образ символа с его графическим изображением. Способствует формированию процессов анализа и синтеза, слуховому вниманию, памяти, позволяет перевести услышанное в зрительные образы, тренирует самоконтроль. Усложнение заданий идет постепенно, работа начинается с 2 символов, детям сложно удержать в памяти последовательность более 3 символов.  

Для закрепления навыков зрительного контроля в разделе «Развитие взаимодействия глаза и руки» ребенку предлагается  ряд упражнений по изображению графических символов в строке сначала слева направо, запись с сопротивлением усиливает зрительный контроль за движением руки, требует высокой концентрации внимания, точности проведения линий. Графемы не предлагаются во избежание их неправильного запоминания. Основные трудности возникли у детей с низкой остротой зрения, так как им трудно долгое время удерживать зрительный контроль над строкой.

Наибольший интерес у детей вызывает работа со стилизованными картинками нарисованными «пружинкой». Детям при выполнении задания ставится условие «обводить узор, не останавливаясь». Дети самостоятельно отыскивают начало «пружинки» и конец». По окончании работы педагог предлагает раскрасить рисунок, составить по картинке предложения, небольшой рассказ. Дети испытывают трудности в нахождении начала и конца «пружинки», а так же неотрывном движении карандаша, так как у многих имеются нарушения тонуса мышц кисти.

Во время непрерывной образовательной деятельности по развитию речи выполняются задания по разделу «развитие скорости звукобуквенного анализа». Все упражнения представлены в виде игры «Звукослов». Она заключается в том, что по заданию педагога ребенок заполняет все клеточки предложенной таблицы. Если ребенок правильно выполнял задания, то по клеточкам можно прочитать слово. Прежде чем ребенок начнет заполнять клеточки, он должен хорошо ориентироваться на расчерченном листе, должен знать, что в таблице есть строки и столбцы. Ему необходимо объяснить, что клеточки надо считать слева направо, начиная с верхней строки. Так как русский алфавит усваивается детьми к концу учебного года, мы предложили вместо графем изображать в таблице символы. Условием игры является однократное повторение «Переспрашивать нельзя». Вначале предлагается таблица из 6 клеток, затем количество строк и столбцов постепенно увеличивается. Из-за нарушений речи дети неправильно воспринимают инструкции,  не удерживают в памяти инструкцию, путают порядок клеток.

Внедрение данной инновационной технологии позволяет педагогам добиться качественного улучшения результатов в коррекционно-образовательном процессе и обеспечить дошкольникам с особыми образовательными потребностями равные стартовые возможности при переходе на следующую ступень образования.